вторник, 21 января 2020 г.

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова

Принцесса-Роза


    Великая Княжна Татьяна Николаевна старалась во всём соответствовать Своей Небесной покровительнице, св. мч. Татиане Римской. Будучи диакониссой, Святая Титиана верно несла Служение среди самых обездоленных в обществе людей: больных, бедных, заключённых. При этом Великая Княжна оставалась истинно Царской Дочерью, настолько прекрасной и утончённой, что по праву стяжала ещё один титул: «Роза Петергофа». Современники описывают Великую Княжну высокой, стройной девушкой с тёмно-каштановыми волосами и серо-голубыми глазами, с красивыми чертами лица, изящной фигурой и осанкой, соответствующей Дочери Императора. «Лицо Её матово-бледно, только чуть розовеют щеки. Профиль безупречно красив. Своеобразность и оригинальность придают лицу далеко расставленные глаза» (С.Я. Офросимова). Многие придворные считали именно Татьяну самой красивой из Великих Княжон.
 Титул «Великая Княжна» требовал обращения «Ваше Императорское Высочество», так как Она была выше по рангу других европейских принцесс, являвшихся «Королевскими Высочествами». Однако Домочадцы и прислуга обычно обращались к Ней по имени-отчеству или называли уменьшительно-ласково: Таня, Татя, Татьяночка, Танюша. Одна из фрейлин Императрицы, баронесса С. К. Буксгевден, рассказывала, как однажды на заседании благотворительного комитета, возглавляемого Великой Княжной Татьяной, она обратилась к Ней «Ваше Императорское Высочество», на что та очень смутилась и прошептала: «Вы что, с ума сошли – так со Мной разговаривать?»
 Как и другие Дети Царственной Четы, Татьяна воспитывалась в строгости. Она и Её сестры спали на походных кроватях без подушек, утром принимали холодную ванну, а если за день выдавалась свободная минутка, должны были заниматься вышиванием или вязанием. Их работы затем раздаривались или продавались на благотворительных базарах. Татьяну и её старшую Сестру Ольгу в Семье называли «большой парой». Они делили одну комнату и были очень близки с самого раннего детства.
 Татьяна была практичной и имела природный талант руководителя и дипломата. Сёстры прозвали Её «гувернанткой», и к Родителям с разными просьбами всегда отправляли именно Татьяну. Она была ближе к Матери, чем другие Сёстры, многие считали Её любимицей Царицы. «Не то, чтобы Сёстры любили Мать сколько-нибудь меньше, – вспоминал Пьер Жильяр, преподававший Детям Императора французский язык, – но Татьяна знала, как окружить Мать неистощимым вниманием, и никогда не давала выхода Своим собственным капризам». В письмах Николаю II Александра Феодоровна говорит, что Татьяна – «единственная из четырёх Дочерей, которая полностью Её понимает».
 По воспоминаниям Жильяра, Татьяна была довольно замкнута, всегда спокойна и уравновешенна, менее открыта и импульсивна, чем Ольга. По его мнению, Она была чуть менее талантлива, чем Ольга, но более трудолюбива, организаванна, и всегда стремилась довести до конца начатое дело. Фрейлина и ближайшая подруга Императрицы Анна Вырубова писала, что у Татьяны был большой талант в шитье одежды, вышивании и вязании крючком, и что Она могла причесать Императрицу,как профессиональный парикмахер.


На этом фото Царской Семьи 1915 г. Татьяна в центре верхнего ряда
    Татьяна, как и Мать, была очень религиозначасто посещала Храмы и  постоянно читала Библию. Она даже профессионально изучала Богословие, пытаясь разобраться в понятиях Добра и зла, страдания и прощения, человеческого предназначения на Земле. В Своём дневнике Она пишет, что «необходима (ежедневная( упорная борьба, поскольку за Добро – (чаще) платят злом, и зло правит всем в этом мире».
 Во время Первой мировой войны Татьяна не только вела активную общественную деятельность, но и лечила раненых. Она была почётной Председательницей «Татьянинского Комитета» – организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Она ставила перед собой следующие цели и задачи: оказание помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств, в местах их постоянного места жительства или же в местах временного пребывания; содействие отправлению беженцев на родину или на постоянное место жительства; поиск работы для трудоспособных; содействие в помещении нетрудоспособных в богадельни, приюты; оказание беженцам денежного пособия; создание собственных учреждений для помещения нетрудоспособных; прием пожертвований.
 В газетах того времени печатался такой призыв:
  «От Её Императорского Высочества
Великой Княжны
Татианы Николаевны
 Война разорила и рассеяла миллионы наших мирных жителей. Несчастные беженцы – бездомные и голодные, неимоверно страдают и ищут пропитание. Правительство, общественные и национальные установления, частные благотворители и Мой Комитет помогают беженцам. Но нужда их так громадна, что покрыть её под силу лишь всему Русскому Народу.
 Прошу вас, добрые люди, согрейте беженца духовно и телесно и утешьте его сознанием, что понято нами безысходное горе его. Вспомните завет Господень: …алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня (Мф. 25: 35).
 Да будем мы все едины в этом испытании, объединив наши усилия для великой Победы!
 9 ноября 1915 г. Царское Село.
ТАТИАНА»
 Комитет оказал помощь 3,5 миллионам беженцев.
 Вместе с Матерью-Императрицей и старшей Сестрой Ольгой, Татьяна регулярно работала в госпиталях и лазаретах, занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим. Как пишет А. А. Вырубова, «Татьяна была почти столь же ловкой и преданной делу, как Её Мать, и жаловалась только на то, что из-за молодости Её не допускали к некоторым из наиболее тяжёлых случаев». В. И. Чеботарева, работавшая в госпитале вместе с Великой Княжной, описывает случай, когда собралась кипятить корпии (нащипанные из тряпок нитки, которые употреблялись в качестве перевязочного материала вместо ваты), пока Татьяна была занята чем-то другим. Видя, что Великая Княжна слишком устала, женщина хотела сделать все сама, но Татьяна, заметив это, спросила: «Почему ты можешь дышать карболовой кислотой, а я нет?» - и настояла на том, чтобы помочь.
 Фрейлина Императрицы С. Я. Офросимова писала: «Если бы, будучи художницей, я захотела нарисовать портрет сестры милосердия, какой она представляется в моем идеале, мне бы нужно было только написать портрет Великой Княжны Татьяны Николаевны; мне даже не надо было бы писать его, а только указать на фотографию Её, висевшую всегда над моей постелью, и сказать: «Вот сестра милосердия»».



 А. А. Мосолов вспоминал: «Во время войны, сдав сестринские экзамены, старшие Княжны работали в царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в деле... У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Все, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях... Серьёзнее и сдержаннее всех была Татьяна».

 Современники отмечали, что к началу войны Великая Княжна была девушкой вполне сложившегося характера, «прямой, честной и чистой натуры, в Ней отмечались исключительная склонность к порядку в жизни и развитое сознание долга». Она ухаживала за больной Матерью, следила за порядком в доме, заботилась о Цесаревиче, сопровождала Императора на прогулках, «в общем, всем заправляла».  В письме Татьяны к Родителям от 15 августа 1915 г. видно желание разделить с Ними все Их проблемы и переживания: «Я всё время молилась за Вас обоих, дорогие, чтобы Бог помог Вам в это ужасное время. Не могу выразить, как Я жалею Вас, Мои любимые. Мне так жаль, что мало чем могу помочь... В такие минуты Я жалею, что не родилась мужчиной!».
 На Татьяне лежало больше общественных обязанностей, чем на Сестрах, и Она чаще бывала «на людях» и в обществе А. А. Вырубова и Лили Ден вспоминают, что Татьяне хотелось бы иметь больше друзей своего возраста, но Она была ограничена общественным положением и неприязнью Матери к свету. Лили Ден пишет, что застенчивость и сдержанность Великой Княжны часто приписывали высокомерию, но стоило познакомиться с Ней поближе, как сдержанность исчезала и представала подлинная Татьяна: «Она обладала поэтической натурой, стремилась к идеалу и жаждала настоящей дружбы... Она была свежа, хрупка и чиста, как роза».
 Несмотря на строгое воспитание со стороны Императрицы, оберегавшей Дочерей от дурного влияния светского общества, Девочки успели пережить первые наивные увлечения. Татьяна была влюблена в молодого офицера Дмитрия Маламу, одного из раненых царскосельского госпиталя. Малама подарил Великой Княжне французского бульдога, которого она назвала Ортино. «Прости меня за эту собачку, – писала Татьяна Матери 30 сентября 1914 г. – Сказать по правде, когда он спросил, хочу ли, чтобы он Мне её подарил, Я сразу же ответила «да»». Татьяна взяла Ортино в Екатеринбург, где он погиб вместе с Ней. Малама навещал Императорскую Семью около восемнадцати месяцев; даже Императрица Александра Федоровна ему симпатизировала.
 В письме от 17-го марта 1916 г. Она рассказывала Николаю II: «Маленький Малама провёл у Меня часок вчера вечером, после обеда у Ани. Мы уже 1 1/2 года его не видали. У него цветущий вид, возмужал, хотя всё ещё прелестный мальчик. Должна признаться, что он был бы превосходным зятем – почему иностранные принцы не похожи на него?». 

Дмитрий Малама был убит летом 1919 г. в конной атаке под Царицыным. Татьяна к тому времени уже год как была на Небесах.
 В марте 1917 г. Великая Княжна Татьяна вместе со всей Императорской Семьей была подвергнута аресту в Царском Селе. Впоследствии сослана сначала в Тобольск, затем в Екатеринбург, где была убита большевиками в ночь на 17 июля 1918 г. Последней записью в дневнике Татьяны, сделанной в Екатеринбурге, были слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Скорбь твоя неописуема. Скорбь Спасителя в Гефсиманском саду о грехах мира безмерна, соедини свою скорбь с Его, и в этом ты найдёшь утешение».
 Святой Долг пред Богом, Родителями и Россией – был основой жизни Царевны Татианы. Отдыхом и укреплением для Неё было посещение Хоама, Причастие Святых Христовых Таин, чтение духовных книг. После расстрела Царской Семьи в вещах Второй Дочери Государя была найдена книга «О терпении скорбей» – изречения святых отцов и учителей Церкви. В этой книге Великой Княжной были выделены следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». Преклоним колени перед высотой духа и величием Подвига Искупительницы Русского Народа, святой Царевной Татианой!

Источник:https://www.luchmir.com/RoyalFamily/VkTatiana.htm

Комментариев нет: