«Малый Иерусалим» - это отреставрированный Старый город (Гёзлёв) в городе Евпатория, а так же пешеходная экскурсия по новому маршруту, объединяющая 12 памятников архитектуры мирового культурного наследия. Некоторые из домов Старого города, имеющего типичную для восточных городов планировку с переплетением маленьких кривых улочек, имеют возраст более 500 лет.
Мечеть Джума Джами строил архитектор Синан, который возводил мечети в Истамбуле. От дервишей-странствующих мусульман-монахов, котрые вели аскетический образ жизни- осталась текие- их скроманя обитель, монастырь. Караимские кенасы-комплекс зданий, оставшийся от кераимов- одной из наиболее малочисленных в мире, которые выше всего ценили благотворительнсоть. В числе памятников архитектуры Евпатории- правосланый Свято-Николаевский собор, армянская церковь Сурб Никогайос , гречечкий храм святого Илии, синагога и даже турецкие бани.
В Гёзлеве (Евпатории) обитали тавры, киммерийцы
и греки. Древнее название города Керкинитида - было дано городу греками.
Позднее на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость,
которую турки называли Гёзлев. В XVI веке Гезлев становится большим торговым
городом-крепостью. В гавань заходили суда из Малой Азии и приезжали русские
купцы. После покорения Крыма Россией указом Екатерины II в 1784 Гезлев получил
статус уездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя
древнего Понта Митридата VI Евпатора.
В XIX веке Евпатория стала главным культурным центром крымских караимов. Только
в конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курортный
город.
Попасть в средневековый город Гёзлёв, можно было только через комплекс крепостных ворот. Единственные из пяти ворот средневекового города Гёзлёва, сохранившиеся до наших дней -«Ворота Дровяного базара». В наше время их называют просто - Гёзлёвские ворота. Безжалостно разрушенные в 1959 году, они были восстановлены в прежнем виде в 2004 году усилиями меценатов. На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва - в то время главного порта Крымского ханства.
Попасть в средневековый город Гёзлёв, можно было только через комплекс крепостных ворот. Единственные из пяти ворот средневекового города Гёзлёва, сохранившиеся до наших дней -«Ворота Дровяного базара». В наше время их называют просто - Гёзлёвские ворота. Безжалостно разрушенные в 1959 году, они были восстановлены в прежнем виде в 2004 году усилиями меценатов. На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва - в то время главного порта Крымского ханства.
Основой этого музея является уникальный макет
средневекового Кёзлёва (Гёзлёва), размером 5х9 м, который воссоздаёт
средневековый город ХVI – начала ХVII веков с точностью до каждого дома. Этот
первый и единственный такого рода макет входит в тройку лучших макетов Украины.
Экскурсия по музею сопровождается музыкой и подсветкой, имитирующей утреннее
пробуждение города Кёзлёва.
Самая большая и величественная мечеть Крыма
Джума-Джами была заложена в Гезлёве в 1552 году. Проект мечети хан заказал в
Стамбуле архитектору Ходже Синану, самому знаменитому из турецких архитекторов
и инженеров османского периода, который создал мечеть Сулеймание и мечеть
Шехзаде в Стамбуле. Мечеть сохранилась до наших дней. Это единственная
многокупольная мечеть в Европе, памятник мирового значения.
Текие (обитель) дервишей - древний монастырь
странствующих мусульманских монахов-дервишей, которые не признавали богатство и
роскошь, а вели аскетический образ жизни. Памятник архитектуры
общенационального значения, одно из первых турецких культовых сооружений в
Крыму, мусульманский монастырь, представляющий суфийское течение в исламской
религии. Мистико-аскетическое направление в исламе – суфизм - возникло около
800 года н. э. в ответ на возросшее стремление к богатству высшего мусульманского
духовенства. Дервиш - мусульманский аналог монаха. Дервиши бывают странствующие
и живущие в обителях под началом шейха. Живущие в обителях дервиши часто
бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращались для
совместных постов и молитв. "В молельном зале Текие вечерами дервиши
совершали молитвы, под звуки барабана и свирели они кружились, исполняя суры из
Корана. Двигаясь всё быстрее, дервиши впадали в транс, достигая полного
отрешения от этого мира.
Греческий храм святого Илии. Находится на Набережной Евпатории. Строился по просьбе греческой общины и на средства прихожан.
Кераимские кенасы. «Кенаса» дословно переводится как «собрание». Так называется здание для богослужений у караимов, в основе вероисповедания которых лежит «Ветхий Завет» в его изначальной чистоте. Караимы – это крымская народность, одна из наиболее малочисленных в мире: караимов всего около 2 тысяч человек. И процесс исчезновения этой народности уже необратим. Одна из черт национального характера караимов – тяга к благотворительности. У них бытует пословица: «Бедняк – позор богача». В давние времена караимские богачи даже соперничали за право помочь бедным. На стенах, увитых виноградными лозами, выгравированы стихи из «Ветхого завета» на древнееврейском языке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий